Свечи зажигания как индикатор состояния ДВС

свечи зажигания

Для того чтобы двигатель автомобиля заработал, необходимо воспламенить воздушно-топливную смесь в камере сгорания. Именно эту функцию выполняют свечи зажигания – небольшие по размерам, но чрезвычайно важные элементы электросистемы автомобиля. Высокая температура (до 1000°С), достаточная для возгорания топливной смеси, возникает от электрического разряда между электродами свечи под воздействием высокого напряжения, подаваемого с катушки зажигания. Количество свечей в двигателе зависит от количества цилиндров, поскольку на каждом из них установлена своя свеча.

В настоящее время существует великое множество свечей зажигания с различными техническими характеристиками, однако общая их конструкция остается неизменной. Минимальный срок бесперебойной работы обычной свечи зажигания составляет 20 тыс. км пробега при оснащении традиционным зажиганием и 30 тыс. км при наличии электронного. Современные свечи обладают увеличенным ресурсом, их полноценной работы хватает в среднем на 50 тыс. км. Обязательными условиями нормального рабочего состояния свечи зажигания являются целостность изолятора, электродов и герметичность корпуса. Но каким бы продолжительным не позиционировался теоретический срок эффективной работы свечи зажигания, фактически он во многом зависит от состояния двигателя – степени его исправности и корректности регулировок.

сроки заменя свечей зажигания

Как выглядит свеча зажигания исправного двигателя?

Если двигатель полностью исправен, то отработавшая свеча, извлеченная из головки цилиндра, будет сероватого цвета, возможно с оттенками от белесого до желтовато-коричневого, корпус ее и пространство вокруг электродов – сухими, а сами электроды и изолятор не будут иметь видимых повреждений. Если же внешний вид свечи даже незначительно отличается от нормы, это может служить сигналом, что с двигателем не все в порядке. Иначе говоря, состояние свечи зажигания позволяет оценить состояние ДВС и диагностировать некоторые неполадки.

Наличие избыточного нагара на свече может указывать на некорректно отрегулированный угол опережения, а его цвет – на иные неполадки.

нормальный вид свечи зажигания

Что означает цвет нагара на свечах зажигания?

Черный нагар

Черный цвет нагара говорит об избыточном обогащении воздушно-топливной смеси, в результате сгорания которой образуется большое количество сажи. В этом случае стоит проверить карбюратор или ЭБУ инжекторных двигателей. Черный нагар может накапливаться также в результате неисправности воздушной заслонки, лямбда-зонда или же засоренного воздушного фильтра.

черный нагар на свече зажигания

Белый нагар

Белый налет на электродах и изоляторе наоборот свидетельствует о недостаточном обогащении (низком качестве) используемого топлива, неверно выставленном опережении зажигания или использовании свечей со слишком низким калильным числом. Опасность появления такого налета состоит в вероятности перегрева камеры сгорания и последующим прогоранием выпускных клапанов.

белый нагар на свече зажигания

Красный нагар

Нагар красного цвета указывает на наличие в бензине свинцовых или иных металлических «присадок». Появление нагара такого цвета сигнализирует о необходимости проведения полной профессиональной диагностики двигателя.

красный нагар на свечах зажигания

Что означают следы бензина и масла на свечах зажигания?

Следы масла

Наличие следов масла на свече зажигания свидетельствуют о попадании его в камеру сгорания вследствие износа поршневых колец, направляющих втулок клапанов или маслосъемных колпачков. Это очень серьезный симптом, указывающий на нарушение целостности внутренних деталей двигателя.

следы масла на свечах зажигания

Следы бензина

Следы бензина на свече и характерный запах зачастую служат индикатором неисправностей в системе зажигания карбюратора или инжектора. Кроме того, бензиновые следы могут образоваться в результате использования свечи со слишком низким температурным режимом, так называемых «холодных» свечей.

следы бензина на свечах зажигания

Что означает разрушение электрода или изолятора свечей зажигания?

Как правило, это явление характерно для свечей, которые уже выработали свой ресурс. Однако если новые свечи изнашиваются и разрушаются слишком быстро, это может быть следствием как неполадок в двигателе, так и неправильной эксплуатации автомобиля.

Разрушение электрода

Разрушение центрального электрода иногда может быть вызвано перегревом двигателя, наличием в нем детонации или зависания клапана. Хотя чаще всего это явление возникает при использовании низкооктанового топлива или свечей с низким калильным числом.

разрушение электрода свечи зажигания

Разрушение керамического изолятора

Износ изолятора приводит к увеличению зазора между электродами, вызывающего трудности при запуске двигателя, снижению его мощности и увеличению расхода топлива, однако появление такого дефекта, как правило, не вызвано неполадками в двигателе.

разрушение керамического изолятора

Эрозия электродов

Эрозия электродов приводит к существенному снижению работоспособности свечи, и, как следствие, к нестабильной работе двигателя. Но и это явление возникает от общего износа свечи и не указывает на проблемы с двигателем.

эрозия электродов

Как сделать диагностику двигателя по состоянию свечей зажигания правильно?

Оценить качество работы двигателя, ориентируясь на состояние свечей зажигания, можно с достаточно большой точностью при соблюдении некоторых обязательных условий.

Во-первых, следует помнить, что индикатором работы двигателя могут быть только новые свечи зажигания, отработавшие не менее 300 км пробега, и, желательно, по трассе. Но даже в таком случае возможны ошибки в диагностике, поскольку на состояние свечей влияет не только двигатель, но и другие факторы – качество самих свечей, соответствие их технических характеристик данному двигателю, качество работы других систем автомобиля, условия эксплуатации машины и даже иногда погодные условия. Тем не менее, диагностика по свечам зажигания может помочь автовладельцу заранее обратить внимание на возможные неполадки в и предотвратить дорогостоящий ремонт силового агрегата.

Во-вторых, даже в случае обнаружения одного из описанных выше нежелательных явлений в состоянии свечей зажигания, окончательный диагноз может поставить только специалист. Поэтому самым надежным способом избежать фатальных для двигателя последствий неправильной диагностики и самостоятельного устранения проблемы является проведение окончательной диагностики и необходимого ремонта на СТО.

Поэтому, безусловно, стоит периодически проверять свечи зажигания, но, прежде всего, их необходимо правильно подбирать и вовремя менять, поскольку их влияние на работу двигателя не менее важно, чем обратный процесс и его проявления.

Подписка на рассылку
Оставайтесь в курсе автоновостей - подписывайтесь